«Мы сейчас наблюдаем существенное замедление экономического роста...»
Татьяна Куликова


Удары украинских безэкипажных катеров превратились в последнее время в постоянные пиратские акции. Если в атаках на танкеры т.н. «теневого флота», которые были задействованы в транспортировке российской нефти, была хоть какая-то логика, то сегодняшнее событие — из ряда вон.
Генеральное управление морского транспорта Турции сообщило о том, что 2 декабря танкер Midvolga 2, следующий из России в Грузию с грузом подсолнечного масла, подвергся атаке БПЛА в 80 милях от побережья Турции. Судно получило незначительные повреждения надстройки, но движется самостоятельно к порту Синоп, сообщили в Росморречфлоте.
В последние дни сообщения об атаках на море стали появляться в ленте новостей с пугающей регулярностью. 30 ноября БЭКи атаковали у берегов Сенегала турецкий танкер Mersin, который якобы перевозил российскую нефть.
Токаев в тисках: Зеленский посмеялся над протестами Казахстана по поводу атак на терминал КТК в Новороссийске
Киев посоветовал Астане слишком не переживать и осудить Москву за удары по Украине
Сейчас судно находится в полузатопленном состоянии, вокруг устанавливаются устройства для локализации возможной утечки нефтепродуктов. Сенегальский новостной портал Senego при этом назвал происшествие «техническим инцидентом». Mersin перевозил почти 30 тысяч тонн топлива.
28 ноября удар был нанесен по нефтяным танкерам, которые шли под флагом Гамбии. Танкер Kairos, направлявшийся из Египта в Новороссийск, загорелся в 28 милях от берегов Турции. Virat, направлявшийся из Севастополя в сторону Турции, был поврежден следом за ним, это произошло в 35 милях от берега, в исключительной экономической зоне Турции в Черном море. Ответственность за атаку взяла на себя СБУ и Военно-морские силы Украины.
Досталось и международному нефтяному терминалу в Новороссийске, которые обслуживает Каспийский трубопроводный консорциум. Этот терминал отправляет нефть из Казахстана в Европу и США. Его украинские БЭКи атаковали 29 ноября, нанеся серьезный ущерб. Астане пришлось срочно искать обходные маршруты.
Минэнерго Казахстана выразило протест Киеву, подчеркнув, что подобные действия в отношении гражданских объектов критической инфраструктуры являются недопустимыми.
МИД Турции тоже выразил протест.
Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила, что «нападение на нефтяную инфраструктуру в порту Новороссийска — это попытка помешать международным усилиям по приближению устойчивого мира». Атаки она назвала «террористическими акциями».
Президент России Путин высказался резче. Говоря о демонстративных атаках на гражданские суда и способах их пресечения, он заявил: «Самый радикальный способ — это отрезать Украину от моря. Тогда ей невозможно будет заниматься пиратством в принципе».
Почему атаки украинских безэкипажных катеров стали массовыми? Как этому можно противостоять?
С таким вопросом «СП» обратилась к доктору исторических наук, главному научному сотруднику Центра постсоветских исследований, зав. сектором политических исследований Института экономики РАН Борису Шмелёву.
— ВСУ бьют по самому слабому на сегодня месту в российской инфраструктуре — по судоходству.
Черноморский флот значительно ослаблен, поэтому ВСУ перенесли свои атаки с суши на море.
В ЕС существуют определенные договоренности касательно ударов по танкерам «теневого флота», я уверен, что все происходящее — с подачи Евросоюза. Во всяком случае, от ЕС на это было получено «добро». Цель — нанести удар по российскому судоходству. Ежегодно через различные Черноморские проливы Россия провозит от 62 до 64 миллионов тонн нефти. Если мы снизим поставки нефти — это будет еще один удар по нашей экономике.
«СП»: С чем связано усиление активности ВСУ на море именно сейчас? Ведь последние пиратские акты ВСУ бьют по интересам сразу нескольких стран…
— Сейчас проходят переговоры по мирному «плану Трампа». Стив Уиткофф, представитель американского президента, с визитом в Москве. Цель у ВСУ одна: сорвать мирные переговоры и вынудить Россию на ответные удары, чтобы показать: «Смотрите, Россия заинтересована в продолжении боевых действий!».
«СП»: Чем может ответить на это Россия?
— Безэкипажные катера выходят на море из малых гаваней, их сложно контролировать.
Все происходящее наводит на одну мысль: военные действия вступают в новую фазу, они выходят за пределы России и Украины и распространяются на Черное море, Атлантику, приобретая более глобальный масштаб.
Выход из этой тупиковой ситуации только один — успехи на поле боя и капитуляция Украины.
Пока принципы мирного урегулирования обсуждают, украинские БЭКи будут топить все, что попало — и танкеры с нефтью, и суда с подсолнечным маслом. Все это уже похоже на истерику Киева, — резюмировал эксперт.
Может ли Россия защитить свои танкеры при помощи военных судов? Реально ли это? С таким вопросом «СП» обратилась к капитану первого ранга запаса Василию Дандыкину.
Эрдоган в бешенстве, Токаев в шоке: Лондон и Брюссель выписали Зеленскому индульгенцию на морскую войну
Атаки на танкеры у берегов Турции и порт в Новороссийске — сигнал Трампу, что на переговорах по Украине надо быть сговорчивее
— В последние дни мы наблюдаем на море буквально всплеск терроризма. ВСУ действуют в самых наглых формах. Я уверен, что эти действия умело направляют из Европы, в частности, из Британии.
Насколько мне известно, сейчас планируются контрудары нашими безэкипажными катерами. Уже были массированные удары по портам Одессы и Николаева, но я считаю, что порты должны быть уничтожены до основания. Когда мы придем в Одессу — все восстановим и отстроим. Такие времена обязательно настанут.
«СП»: Вы упомянули «руководство» атаками последних дней со стороны ЕС. Какой у них план? Чего они добиваются?
— Европа готовится к войне с Россией, а для этого террористический режим Зеленского должен просуществовать как можно дольше. Отсюда и провокации. Я считаю, настало время на них отвечать адекватно.
«СП»: Анкара предпримет какие-то ответные действия?
— Все суда, которые проходят по проливам, которые контролирует Турция, платят этой стране. Если их будут таранить — это экономические потери для Турции. Ведь всякое судно, которое проходит через турецкие проливы, платит пошлины. Терять в деньгах Анкара вряд ли захочет. Думаю, сейчас будет коллективный протест от пострадавших в результате атак ВСУ стран — Казахстана, Турции, России.
Что касается удара по нефтехранилищу Казахстана, то это был ответ ВСУ на визит президента Казахстана Токаева в Москву, в Киеве не переносят успехи российской дипломатии. Думаю, нашим стратегическим партнерам тоже пора определиться в плане отношения к Украине. Иначе и дальше они будут терпеть огромные убытки.